Головна » 2015 » Серпень » 2 » В "Лесной заставе" детей "лечат" от войны
21:10
В "Лесной заставе" детей "лечат" от войны

Более года в детском лагере "Лесная застава" (Дымер, Киевская область) волонтёры-психологи возрождают ребячьи души и сердца, опаленные пламенем войны. Здесь бесплатно принимают мальчишек и девчонок из зоны АТО, а также тех, чьи родители погибли на фронте, попали в плен или пропали без вести на Донбассе. О том, как появился этот своеобразные "реабилитационный центр", а также, что в нём изменилось за год, "Донбассу" рассказала одна из создателей лагеря, глава правления Всеукраинского благотворительного фонда "За право на жизнь" Ирина САЗОНОВА

Донбасские корни
Ирина родилась в Горловке, жила в Донецке. В 2005-м перебралась в Киев. В прошлом году туда же переехал её брат - журналист и политолог Кирилл Сазонов, работавший некогда в нашем "Донбассе".

"Толчок к волонтёрству я получила, работая в Министерстве семьи детей и молодёжи (была помощником министра Павленко), - рассказывает она. - Но в рамках государственной структуры всегда существуют некоторые ограничения. Так что в 2009-м мы с соратниками по духу организовали "За право на жизнь". У нас были серьёзные представительства в регионах. Работали с ребятами, пережившими насилие в семье, реабилитировали нарко- и алкозависимых деток..."

Одни из самых успешных проектов у них были в Крыму, Донецке и Луганске. Тех самых местах, которые в прошлом году попали под удар российской агрессии.

"Когда из Крыма стали выбираться семьи украинских военных, не изменивших присяге, наши волонтёры на полуострове им всячески помогали. А мы на материковой части Украины подыскивали санатории, дачи, квартиры, тех, кто готов оказать помощь, - делится Ирина. - Потом был поток крымских татар. А далее началось переселение с Донбасса".

Организация "За право на жизнь" арендовала базу заброшенного санатория в Дымере более трёх лет назад. Именно там психологи, встречали женщин и детей, вышвырнутых из прошлой мирной жизни взрывной волной войны. Но вскоре стало ясно - детям нужно отдельное место, где они могли бы "переждать" конфликт (тогда ведь всем нам казалось, что это - ненадолго). И началось рождение "Лесной заставы".

Рождение лагеря


На месте, где некогда был яблоневый сад, волонтёры поставили огромные палатки спасателей (каждая - на 20 мест). Шесть - для проживания, одна - в качестве склада (дети ведь приезжали порой с набором вещей "что на мне - это и всё"), ещё одна - для общих сборов (а-ля актовый зал).

"Когда мы строили лагерь, на этом поле трудилось человек 50. Были и наши знакомые, и те, кого я впервые видела. Они просто увидели сюжет, прочитали пост на "Фейсбуке" о нашей задумке. И пришли, - вспоминает Ирина. - Помню, как помогали доводить до ума полевую кухню Алина Губицкая с телеканала "Донбасс" и Саша Мозговой с телеканала "Украина".

Пока одни волонтёры пилили деревья и кустарник, сеяли траву, проводили электричество и коммуникации, строили душевые, рукомойники, туалеты, беседки, красили, белили, штукатурили - в общем, благоустраивали территорию, другие собирали деток по городам и весям пылающего войной Донбасса. Родители, которые по разным причинам не могли выехать из населённых пунктов, превратившихся в горячие точки, были только рады оправить чад под присмотром профессиональных психологов в тихую гавань.

Нередко ребят вывозили из зоны АТО маленькими группками. Передавали из рук в руки, всячески скрывались от боевиков, которые мешали покидать превратившиеся в поле боя оккупированные территории.

"Мы думали, что конфликт вскоре закончится. Но проходила одна смена, начиналась другая. А война всё длилась... Учитывая, что государство нам ничем не помогало, пришлось нелегко. Всё приобретали на собственные средства и помощь благотворителей. А количество деток росло. Если в первую смену их было 40, то потом - по нарастающей. Сейчас мы принимаем уже 120 ребят за смену", - делится Ирина. 

В конце августа прошлого года, когда стало понятно, что ситуация не улучшится, у многих разбомблено жилье, а родители скитаются по стране в поисках работы (некоторые из них использовали время, пока дети в лагере, чтобы, экономя на всём, отыскать уголок, два-три приработка, и воссоединить семью; другие же, к сожалению, опускали руки и начинали пить), представители "За право на жизнь" взялись за разрушенный корпус санатория. Общими усилиями восстановили его за два месяца. В течение зимы оживили столовую и пищеблок. В общем, "Лесная застава" стала круглогодичной.

"Мы возили ребят в местную гимназию. У нас здесь было более 40 ребят. Часто болели. А в декабре мы построили баню. После того, как дети стали посещать её, пить чаи с мёдом и вареньем, париться с вениками, травами и маслами, закаляться, здоровье у многих окрепло, - радуется Ирина. - В этом году в течение первой смены построили деревянный домик на 36 человек. Уже со второй смены здесь живут ребята помладше. Ещё соорудили верёвочный парк, приобрели надувное поле для "мокрого футбола", батут. Есть и свой велопарк".

Не благодаря, а вопреки
Всё это пришло, конечно, не сразу. О проблемах Ирина говорит сдержанно. Хоть нет-нет, да и прорвутся горькие нотки.

450 кур и уток, телёнка Борьку, которых купили, чтобы дети чувствовали единение с природой, пришлось пустить на пропитание. Потом уж подтянулись с помощью бизнесмены, отдельные фонды... Практически все родственники и знакомые Ирины хоть что-то, а передали сюда. Государство же лишь устраивало проверку за проверкой: силовики, санстанция, экологическая служба. 

Но "Лесная застава" не сдавалась. Сюда спешили с помощью социальные работники, психологи, волонтёры. Работали (и продолжают) БЕСПЛАТНО! И это не смена на заводе, где отбарабанил своё - и баста. С детьми, особенно теми, по кому ударила война, нужно быть рядом круглосуточно. Жить их болями и радостями, помогать возвращаться в наш мир.

Пока одни постят в соцсетях котиков и диеты, делятся анекдотами и обсуждают, куда пойти вечером: в киношку или в кафешку, другие дарят себя тем, кто сейчас остро нуждается в этом.

"К нам приезжают с помощью многие, но практически весь постоянный персонал - из Донецкой и Луганской областей, - продолжает Ирина. - То есть, люди, у которых донбасский конфликт болит не меньше, чем у ребят. У нашего старшего психолога Татьяны в Донецке разрушен обстрелами психологический центр. Старший куратор Олег - из Северодонецка. Он лично собирал по подвалам луганских ребятишек и вывозил их под грохот взрывов. Повар Сергей - из Горловки, откуда выехал вскоре после оккупации. Он великолепно готовит: неделю работает в солидном ресторане, неделю - в "Лесной заставе".

Здесь бывали представители ОБСЕ, ООН. Все обещали чем-то помочь. Но дальше разговоров дело пока не пошло...

Трагедии и триумфы "заставовцев"
У каждого, кто оказался в "Лесной заставе", своя душераздирающая история. 

11-летняя Ксюша из Луганска помнит жуткие обстрелы и шипение взрывной волны, безлюдный город и скитания по стране. В лагере она прожила около года, помогая адаптироваться вновь прибывшим.

14-летний Антон из Донецка трижды пытался под обстрелами вырваться из города. Таки удалось. Попав в "Лесную заставу", он долго не хотел не то что общаться с кем-то, а - вообще разговаривать. А потом оттаял. Настолько, что, пойдя в гимназию, ездил от неё на математическую олимпиаду, участвовал в спектаклях. А в этом году поступил в театральный колледж!

Егор из Чернухино, что возле Дебальцево, выезжал оттуда в жаркий февраль, когда земля кипела от обстрелов. Он корил себя, что не смог уберечь свой край от войны. Такой максимализм свойственен подросткам. Благополучно закончив среднюю школу, поступил в этом году на горного инженера в одно из учебных заведений Харькова. И прибыл на "... заставу" уже в качестве волонтёра. Теперь является наставником для вновь прибывших.

А в этом году на первом заезде был парнишка лет десяти из Широкино. Юный патриот, он повесил на своём балконе украинский флаг. За что боевики потом чуть не расстреляли его старшую сестру. "Когда мы ехали из зоопарка, ребята запели Гимн Украины. Просто так. По состоянию души и велению сердца. Они пели, а он сидел, подпевал и плакал, - вспоминает Ирина Сазонова. - Когда спросили: "Что случилось?", ответил: "Мне просто хорошо... Здесь можно петь наш Гимн и знать, что ничего за это не будет".

Помощь и "поделёжка"
Аналогов "Лесной заставы", наверное, в мире нет. В каждом отряде - ребята от 7 до 17 лет, к которым прикреплены консультанты и тренеры (психологи, которые формируют микроклимат этой "семьи", где старшие опекают младших). 

Подъём в 7.45. Потом - общая зарядка, после которой - "личностный рост" (пробежка, йога, велосипед - на выбор). Традиционные питание, санитарный час, личное время и экскурсии (выезжают на Киевское море, в аквапарк, зоопарк, удить рыбку) пережевываются психологическими занятиями, (тренингами), мастер-классами, во время которых ребята изготавливают поделки, рисуют, лепят и стряпают вкусняшки. Также они ставят спектакли, которые потом с упоением обсуждают. 

Даже развлечения имеют психологический уклон. Верёвочный парк помогает преодолеть страхи, которых у детей войны хватает. Батут и "мокрый футбол" (ребятня гоняет на надувном поле по щиколотку в воде и пене, падая, брызгаясь и хохоча) дают возможность "выпрыгать-выбегать" накопившуюся агрессию. Африканские барабаны позволяют вести необычный "диалог", высказывая барабанный боем что-то своё - личное, наболевшее.

Здесь закаляют тело и дух, возрождают и учат быть Человеком.

"Мы прививаем ребятам традиции волонтёрства, не даём развиться "синдрому детдомомца", когда тебе все должны. Учим не проходить мимо чужой беды, всегда оказывать помощь. И делаем это не только на словах, - рассказывает Ирина. - Со своими воспитанниками мы периодически посещаем приют для бездомных животных, где ребята ухаживают за собачками. Бываем в Доме престарелых, куда привозим свои поделки, в пункте помощи беженцам в Киеве, куда доставляем приготовленные детками лакомства. А на День всех влюблённых наши "заставовцы" напекли печенье и продавали его в Киеве. На заработанные 16 тысяч гривен купили медикаменты и передали их в Артёмовскую горбольницу, куда в феврале сплошным потом шли раненые с Дебальцево".

Когда ребята прибывают в лагерь, они зачастую падают на землю, слыша пролетающий вертолёт. Боятся практически любых громких звуков, похожих на выстрелы.

"Но мы сознательно решили не создавать безопасное пространство. Учим не прятаться от стрессовых моментов, а учиться их преодолевать, - делится Ирина. - К нам специально приезжали волонтёры, которые проводили квест, а потом устраивали стрельбу из страйкбольного оружия. И давали попалить всем желающим. Таким образом мы помогали переболеть этим страхом. Не мешаем ребятам строить халабуды, играть водными пистолетами, делать деревянные мечи. Так они чувствуют себя защищёнными. Со временем сами перестают в это играть, находя более мирные забавы".

Вечером здесь - обязательная "поделёжка". Все "заставовцы" делятся своими эмоциями за день. И хорошими, и плохими.

Здесь не учат забывать войну - это невозможно. Но здесь лечат от неё. Учат понимать, преодолевать, оживать. Приходит момент, когда даже самые маленькие из них осознают - убивает не оружие, убивают люди. И, значит, надо стараться сделать мир таким, чтобы в нём не было места войне. 

Таким, как "Лесная застава"...

Андрей КРИВЦУН

donbass.ua

 

 

Категорія: Україна | Переглядів: 638 | Додав: slovo | Теги: Лесная Застава, АТО допомога, АТО на сході України, ато, Сазонова, димер, АТО збір
comments powered by Disqus